ЯЗЫК БОГОВ

 

 

 

        Любой сезон археологических раскопок приносит находки двух типов. Первые относятся к разряду стандартных. Они работают на статистику, на карту ареала обитания изучаемых культур. Вторые, более редкие, являются эксклюзивными, которые позволяют выйти на какой-то новый уровень знаний по изучаемой теме или даже совершить существенный прорыв, сделать открытие. Именно такие две находки подарил случай археологическому центру «Спадщина» во время завершающих работ на курганном могильнике под Лисичанском возле желатинового завода в 2007 году. Руководил раскопками доктор наук, профессор Сергей Николаевич Санжаров.О каменном идоле, или стеле, принадлежащей, по предварительным оценкам, племенам ямной культуры, мы расскажем особо, а сейчас речь пойдёт о редком сосуде, который сопровождал погребение срубной культуры. Совершено оно было в просторной яме, перекрытой мощными брёвнами, рухнувшими со временем и раздавившими сосуд.

 

В чём же его необычность? Форма, технология изготовления обычны для этих племён. Изюминка находилась на горловине горшка, куда обычно наносился орнамент. Очистив под палящим солнцем от земли его фрагменты, мы с удивлением обнаружили в этом месте не орнамент, а череду непохожих один на другой знаков, отпечатанных по сырой ещё глине перевитым шнуром. Письменность? «Санскрит?» - неуверенно прозвучало тогда над курганом. «Пра-санскрит» - уже уверенно и громко отразилось от бровок после того, как подоспели руководитель и высокие гости экспедиции. Итак, нам посчастливилось открыть пра-санскритскую надпись, и это было феноменально. Новость взбудоражила  нас, уставших, покрытых потом и июльской пылью.

Что же такое санскрит? Подавляющая часть достижений материальной и духовной культуры, имеющих значение в настоящее время, создано народами индоевропейской языковой семьи. Прародина этой передовой на протяжение нескольких тысячелетий общности, согласно последним исследованиям лингвистики, археологии, антропологии и других наук, находилась в Восточной Европе. Первые этапы её распада разделили общность на две основные ветви, индоевропейскую (западную) и индоиранскую (восточную), границей между которыми стал Днепр. Следующие этапы дробления обеих ветвей привели к мощным миграциям и заселению племенами индоевропейцев неимоверных по масштабам просторов Евразии от Атлантики до Инда.

На идею о том, что столь разноликие и разноязыкие народы, обитающие в разных концах континента, родственны и их предки когда-то проживали на одной территории, натолкнули учёных, как это ни странно, не достижения археологии или истории, а исследования в области лингвистики. Всё началось с Индии, а точнее с попыток ценителей восточной мудрости постичь санскрит – древнеиндийский язык, язык богов, как его называли, державшийся до 18 века в секрете и уходящий корнями в 15-10 вв. до н. э. Этот феноменальный язык, использовавшийся религиозной и учёной элитой Индии, был чем-то близок по функциям для европейца к древнегреческому и латыни, намного превосходя эти языки по сложности и выразительным возможностям.

Первые исследователи, получившие доступ к этому языку, сразу обратили внимание на большое сходство его с теми же древнегреческим и латынью, а также со многими современными европейскими языками. В 19 веке с развитием в Германии сравнительно-исторического языкознания было безусловно доказано общее происхождение германских, славянских, балтийских и других языков с санскритом. Причём очевидное превосходство и древность санскрита предполагало его претензии на роль праязыка всего индоевропейского единства.

 

 

Общее происхождение предполагает общую прародину. Развивая исследования в этой области, лингвисты попытались определить прародину индоевропейцев. Оказалось, что в индоевропейских языках близки названия растений, животных, деталей ландшафта, соответствующих  умеренному поясу Европы. К тому же в этих языках родственны названия деталей ландшафтов, соответствующих предгорьям и невысоким горам. Да к тому же древние пласты индоевропейских языков имеют следы взаимодействия с языками уральской группы. Сопоставляя эти и ряд иных наблюдений, большинство учёных пришли к предположению, что прародина индоевропейцев, вероятно, располагалась где-то между Карпатами и Уралом, в так называемом Черноморо-Каспийском регионе.


 

В 20 веке в дискуссию об индоевропейском расселении включилась молодая, но быстро развивающаяся археология. Выделяя культуры и культурные общности, отслеживая миграции племён, археологи как бы раскладывали добытые знания на полки теорий лингвистов, не подтверждая или, наоборот, уточняя их выводы. В качестве территории, послужившей базой расселения племён индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи была предложена зона Лесостепи и Степи между Днепром и Южным Уралом, занятая в среднем и позднем бронзовом веках (18-13 вв. до н. э.) культурами андроновского круга (петровская, алакульская, федоровская, саргаринская, бегазы-дандыбаевская, срубная и  др. культуры). Из этих земель в названное время периодически исходили мощные пассионарные потоки (в 18, 15 и 13 веках), приведшее в итоге к заселению индоиранцами Анатолии, Ирана, Северной Индии и созданию здесь передовых цивилизаций.

 

Если яркие федоровская и алакульская культуры Южного Урала поразили современников керамическими сосудами, украшенными всем известными меандром и свастикой, то на сосудах срубной культуры (левый берег Днепра, Подонье и Поволжье) вместо традиционного орнамента в виде насечек и треугольников исследователи иногда фиксировали так называемый иррегулярный орнамент, чередование нетипичных знаков. Было выдвинуто смелое предположение о том, что мы имеем дело с индоиранской письменностью на начальных этапах развития, наличие которой у срубных племён до этого только предполагалось и это, вероятно, тот самый пра-санскрит.

 

Однако таких сосудов до наших дней накоплено немного (всего несколько десятков), надписи на них разнолики, различны по сложности. Это не даёт возможность пока лингвистам начать серьёзные исследования. Но этого нельзя сказать об археологах, пытливость и романтизм первооткрывателя у которых не позволяет сидеть, сложа руки. В разные годы были написаны статьи, обобщающие, систематизирующие имеющий материал, но пытаться прочитать загадочные знаки на ритуальной посуде почти никто не осмеливался.

 

Одним из первых это попытался сделать мариупольский археолог, кандидат исторических наук Владимир Кульбака. Всем археологам Украины, изучающим эпоху бронзы, знаком срубный сосуд с надписью из кургана, раскопанного донецким археологом Татариновым С. И. близ Артёмовска.  Кульбака предпринял попытку расшифровки этой надписи. Вот что у него получилось:
                                                       


             

    
Лично был свидетелем критики этой попытки – несерьёзно мол, дилетантство. Выслушивая такое, я всегда вспоминал неугомонного  Шлимана, который руководствуясь «дитетантскими» рассуждениями, открыл одну из ярчайших страниц в археологической науке – Трою. Вороша кипы специальной литературы, я часто наталкивался на сборник с Кульбаковской расшифровкой. Оценивал в очередной раз знакомый срубный горшок, возвращал публикацию на полку и сожалел, что расстаюсь с этой интереснейшей темой. Вот бы прикоснуться к этому, вот бы повод появился.

 

И повод неожиданно появился. Почти такой же горшок и надпись, схожая по параметрам. И это на нашей земле… и я держу этот сосуд руками. Предложил заняться этой загадкой члену нашей группы Максиму Матвиевскому, учителю истории. Он согласился.  Взяв разрешение у руководителя экспедиции Санжарова  Сергея Николаевича (авторское право), я снял круговое видео склеенного горшка и передал его Максиму. Затем почти месяц тишины, и неожиданный звонок от него: «У меня что-то получилось». С удивлением рассматриваю результат.
 

Максим воспользовался тем же методом, что и Кульбака, методом подбора. Это предполагает скрупулёзную работу с санскритским словарём, поиск схожих по написанию и подходящих по смыслу знаков. Смысл переведённой надписи вполне согласуется с тем ритуальным моментом, в котором был использован сосуд. Конечно, результат гипотетичен. Это своего рода только заявка на истину. Но я абсолютно уверен, что такие попытки нужны. Кто-то должен искать пути. Кто-то должен начинать.


 

Итак, перед вами наше начало. Онемевшие отпечатки перевитого шнура на глине заговорили через 36 веков:

                                         
   

 

              

            «Этот человек как пришёл так и ушёл принося людям помощь»


                                                                    

 

Hosted by uCoz
Яндекс.Метрика